Режиссёр Джош Транк имеет все шансы получить звание главного неудачника Голливуда. В 2015 году он снял один из самых провальных фильмов — перезапуск «Фантастической четвёрки». Картину, само производство которой вылилось в катастрофу, ругали буквально все, а кассовые сборы не отбили даже затраты на съёмки.
После этого Транк долго был в депрессии и лишь через пару лет занялся необычной биографической лентой про Аль Капоне, пригласив на главную роль Тома Харди. Но и у этого фильма возникли проблемы. Харди уходил в другие проекты, съёмки откладывали. Закончить работу удалось только в 2020 году. Как раз когда в мире разразилась пандемия коронавируса, обрушившая массовый прокат.
В итоге фильм, получивший название «Капоне», а в русской локализации — «Лицо со шрамом», выходит сразу в цифровом формате. И критики его вовсю ругают. На момент написания обзора рейтинг на Rotten Tomatoes составлял Capone лишь 38%. Оценки зрителей чуть выше — поклонники Тома Харди готовы простить очень многое. Но до феномена «Венома», когда критики разнесли картину, а фанаты обеспечили ей великолепные сборы и рейтинги, ленте очень далеко.
Но на самом деле «Лицо со шрамом» очень неожиданный и вполне интересный фильм, которому просто не повезло.
Психоделическая драма вместо криминала
В 1932 году суд приговорил знаменитого Аль Капоне к 11 годам заключения. Причём доказать его причастность к убийствам и прочим жестоким преступлениям так и не удалось. Осудили гангстера за неуплату налогов. В тюрьме у Капоне обострился сифилис и другие заболевания, сильно повлиявшие на рассудок. Выйдя на свободу, он отправился доживать свои дни в семейный особняк во Флориде.
Как раз о последнем годе жизни преступника и рассказывает фильм «Лицо со шрамом» (строго говоря, у Капоне действительно было такое прозвище из‑за ножевого ранения). Постаревший гангстер, которого близкие называют Фонзо, чувствует себя всё хуже. Он мочится в штаны и теряет память.
Но есть у Капоне одна тайна, связанная с большой суммой денег. Её пытаются выведать все окружающие: ФБР, неусыпно следящее за домом, лечащий врач и даже родные. А самая большая проблема в том, что Фонзо, возможно, и раскрыл бы кому‑то свой секрет. Но он сам о нём забыл.
Уже в завязке сюжета кроется первый обман ожиданий. От картины с названием «Капоне» (а тем более «Лицо со шрамом») все ждут традиционную криминальную драму о жестоком преступнике, пусть даже и постаревшем.
Но Транк предлагает совершенно иной жанр. В этом фильме Фонзо откровенно жалок. Он всё ещё пытается командовать окружающими, но на самом деле не в силах справиться даже с собственными нуждами.
Однако это не просто история злодея, получившего по заслугам. Всё дело в том, что сюжет подан с позиции «ненадёжного рассказчика» — через восприятие самого Капоне. А он часто путает реальность с галлюцинациями и воспоминаниями.
Поэтому будничная драма перерастает в откровенную психоделику: сцены кровавых разборок моментально сменяются покоем спальни, а обычный поход в туалет превращается в сюрреалистичный трип. И таких сюрпризов на протяжении картины будет очень немало.