На стриминговом сервисе Netflix вышел сериал The Eddy (переводят как «Водоворот» или «Бар „Эдди“»). Его создали два очень известных автора, чьё участие уже считается залогом качества. Во‑первых, сценарист Джек Торн, работавший над оригинальными «Бесстыдниками» и «Тёмными началами». А во‑вторых, режиссёр «Ла‑Ла Ленда» и «Человека на Луне» Дэмьен Шазелл.
Кроме того, «Водоворот» радует отличным переплетением музыки и человеческих историй. Вот только основная сюжетная линия иногда кажется лишней.
Джазовый драйв и красота съёмок
В прошлом знаменитый американский пианист Эллиот уехал в Париж и открыл вместе со своим другом Фаридом клуб «Водоворот». После личной трагедии сам он уже не хочет выступать, но раскручивает джазовый коллектив, пытаясь выбить для него контракт с лейблом.
Дела в клубе идут не лучшим образом, а вскоре выясняется, что Фарид связался с преступниками. В это же время к Эллиоту приезжает дочь. И герою нужно буквально разрываться между желанием сохранить клуб, разборками с бандитами и личными делами.
Вряд ли можно найти кого‑то, кто рассказывает с экранов о джазовой музыке ярче и эмоциональней, чем Дэмьен Шазелл. Барабанщик в юности, он променял своё увлечение на кинематограф. Может, и к лучшему: сам Шазелл говорит Interview [Video]: Damien Chazelle (“Whiplash”) , что таланта к музыке у него не было. А вот фильмы он снимает потрясающе.
Из его воспоминаний отчасти и сложилась картина «Одержимость» — история талантливого барабанщика, который попадает к гениальному, но жестокому преподавателю. Уже эта работа принесла режиссёру всемирную славу. А потом появился романтичный «Ла‑Ла Ленд», вернувший былую популярность мюзиклам и собравший буквально все кинопремии, кроме нелепо ускользнувшего «Оскара».
В «Водовороте» Шазелл вновь возвращается к любимой теме. Но на этот раз режиссёр получил в своё распоряжение аж восемь часов экранного времени. Поэтому он даёт себе волю в музыкальных номерах, превращая историю в фильм‑концерт. Причём во время работы авторы действительно построили некое подобие клуба и живьём записывали там выступления.
Что ещё важно, Шазелл умудрился не уйти в излишнюю ретро‑стилистику, свойственную лентам про джаз. Классический свинг периодически сменяют модные мотивы. Да и съёмка, в отличие от «Ла‑Ла Ленда», не имитирует старое кино. Это очень современная и техничная работа.
Вступительная сцена длится несколько минут без монтажных склеек, будто в клуб зашёл случайный посетитель и следует за главным героем. А в это время на сцене зажигает местный коллектив.
Съёмки очень длинными кадрами будут ещё не раз возвращаться в сериал, обеспечивая максимальное погружение в происходящее. И не стоит забывать, что Шазелл любит работу с ручной камерой, которая обеспечивает живость и динамику, делая зрителя участником событий.
Увы, сам Дэмьен срежиссировал только два первых эпизода. И именно они выглядят максимально драйвовыми. Остальные постановщики аккуратно копируют его стиль, но всё же разница слишком заметна. Приблизиться к эстетике начальных серий удаётся лишь телережиссёру Алану Полу, который снял два последних эпизода.